Сегодня у нас: 116488 вакансий, 86262 резюме

10.08.2009 8:00:46

Осенью в России могут уволить до 400 тыс. человек

МОСКВА. В условиях экономического кризиса многие работодатели склоняются к тому, чтобы сократить численность работников предприятий. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) недавно выступила с прогнозом по сокращениям на российских предприятиях. О том, насколько существенным может стать пополнение армии лишних людей уже в ближайшее в ближайшее время, рассказал в интервью "Интерфаксу" председатель Федерации Михаил Шмаков. 

- Михаил Викторович, в последнее время очень часто приходится слышать о возможности новой волны экономического кризиса. Насколько эти опасения обоснованы и как это может отразиться на ситуации на рынке труда, и соответственно, на активности профсоюзного движения?    

- То, что сейчас происходит, является, скорее, не новой волной экономического кризиса, а его продолжением и углублением. Все это приводит к тому, что в условиях недостатка финансирования предприятий, многие предприниматели начнут сворачивать свою деятельность. И мы можем получить новый всплеск сокращений рабочих мест в нашей экономике. Пожалуй, это самое опасное, что нас поджидает. 

В настоящее время, несмотря на многие заявления, банковские проценты, под которые предлагаются кредиты, слишком высокие. 

Поэтому, массовые увольнения весьма реальны. 

- Согласно последним данным мониторинга ФНПР, в течение августа и сентября возможно увольнение более 200 тыс работников предприятий. Это пессимистический или оптимистический прогноз?    

- Это средневзвешенный показатель. При проведении нашего мониторинга опрашиваются предприятия, где потенциально будут сокращать численность. Исходя из этого прогноза, около 200 тыс человек могут оказаться без работы уже в августе-сентябре. 

Но в целом, численность работников, которых могут уволить осенью, может колебаться в пределах до 200-400 тыс человек. 

- В экспертном сообществе в настоящее время ведется дискуссия относительно масштабов безработицы, с которыми мы столкнемся к концу текущего года. Есть предположения, что общая численность безработных в России к концу декабря может составить порядка 10 млн человек. Вы согласны с такими прогнозами?    

- Эти прогнозы не лишены основания. По тем данным, которые есть у нас, численность официально зарегистрированных безработных к концу года составит не менее 3 млн человек. Что касается общей безработицы, численность которой рассчитывается по методологии Международной организации труда, то мы не исключаем, что уже сегодня безработным является практически каждый десятый трудоспособный россиянин. 

- Недавние события в Пикалево показали, насколько сложна ситуация в моногородах в условиях кризиса. Есть ли основания ожидать повторения событий по этому сценарию в других регионах?    

- Безусловно, такая вероятность есть. Именно поэтому Минздравсоцразвития России, не без нашего нажима, разрабатывает специальные программы по поддержке моногородов в том смысле, что при закрытии предприятий там требуется увеличенная сумма тех средств, которые необходимо выплачивать в качестве пособия по безработице. И это правильный подход. 

Безусловно, нарастание безработицы будет вести к росту социального напряжения в моногородах и, в целом, в нашей стране. 

Чтобы это не произошло, нужно поддерживать бизнес и предприятия. Власти эти занимаются, и это правильно. Однако все сегодня ощущают минимум возможностей получения кредитов на пополнение оборотных средств, на ведение своего бизнеса и, соответственно, на выплату зарплаты. 

- Сейчас обострилась ситуация в Тольятти, в частности, на "АвтоВАЗе". Появилась информация, что будут уволены около 30 тыс человек. Какова позиция ФНПР в этом вопросе и насколько типична данная ситуация для российского автопрома?    

Во-первых, никаких решений по поводу увольнений работников "АвтоВАЗа", тем более, в тех объемах, о которых заявлено в прессе. На данный момент увольнения на "АвтоВАЗе" - не свершившийся факт, а всего лишь один из возможных вариантов развития событий. 

Автоконцерн, как мы знаем, отправил всех своих работников в отпуск на один месяц с оплатой двух третей средней заработной платы. Принято решение о том, что с сентября на "АвтоВАЗе" работники будут трудиться неполную рабочую неделю. И загрузка, и соответственно работа будет на 50 %, то есть 20 часов в неделю вместо 40 часов. 

В настоящее время, насколько нам известно, руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом рассматриваются варианты организации общественных работ, в ходе которых люди могут еще заработать какие-то деньги, для того, чтобы пополнить свой семейный бюджет. Это один из способов сохранить "АвтоВАЗ". 

Вообще, вокруг этого автоконцерна сейчас сложилась тревожная ситуация. Мое объяснение происходящему состоит в том, что все конкуренты хотят добить "АвтоВАЗ". Делается все для того, чтобы 30 % автомобильного рынка России, приходящихся на "АвтоВАЗ", были заняты другими производителями. Какими? Прежде всего, речь идет о тех международных автомобильных концернах, которые создают сборочные производства. 

Наша позиция, и в частности, позиция членской организации ФНПР, профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, в том, что мы не заинтересованы в банкротстве "АвтоВАЗа". Профсоюзы не заинтересованы в потере 100 тыс рабочих мест. 

Как можно поддержать автоконцерн и его работников? Cтимулировать спрос на автомобили, в первую очередь, за счет поддержки покупателя со стороны государства, как это делается во многих странах. 

Ну а, в целом, ситуация на "АвтоВАЗе" типична для всей автомобильной промышленности России, в том смысле, что практически все заводы на август остановлены. Будь то производители иностранных автомобилей, или автомобилей российских марок. 

К чести руководства автоконцерна могу сказать, что на "АвтоВАЗе" наиболее последовательно выполняются все требования трудового кодекса, который иногда нарушается на многих предприятиях, в том числе, и иностранных производителей. 

В этом смысле менеджеры "АвтоВАЗа" выполняют все российские законы. 

- Как бы Вы оценили нынешнюю ситуацию с мигрантами на российском рынке труда? Дал ли кризис практические уроки решения проблем с иностранной рабочей силой? 

- Кризис привел к сокращению рабочих мест, в том числе, и для трудящихся мигрантов. Естественно, в ходе кризиса квота на приглашение мигрантов была сокращена вдвое. Полагаю, что это было правильным решением властей. 

Вместе с тем, не ликвидированы сами условия, благодаря которым в России имеется большое количество нелегальных мигрантов. В этом смысле здесь требуется более активная работа соответствующих государственных служб. 

Считаю, что необходимо восстанавливать в России министерство труда, которое занималось бы внутренней миграцией. Федеральная миграционная служба занимается только внешней миграций и пусть полицейская функция останется за ФМС, чтобы она проверяла, кто к нам едет, насколько это добропорядочные люди, чтобы давать им разрешение на работу. 

А функция регулирования потока мигрантов, и организация, прежде всего, внутренней трудовой миграции для того, чтобы дать возможность людям, потерявшим работу в одном регионе, получить ее в другом, этим надо отдельно заниматься в рамках госструктуры, курирующей вопросы занятости. 

Должен быть составлен баланс трудовых ресурсов. И когда он будет составлен, станет ясно, сколько мигрантов нужно принимать из-за рубежа, а не полагаться только на заявки работодателей, как это было до сих пор. 

 

Источник: Интерфакс 


Вверх